«Каждое мгновение в их сердцах расцветает любовь. Каждый их жест выражает преданность. Все их деяния — это подношение Богу. Они — бхакти-йоги — последователи на пути бесконечной любви и неистового стремления к Божественному Абсолюту».

Йога любви и преданности

Слово «БХАКТИ» обозначает всепоглощающую и таинственную любовь человека к Богу, пропитанную преклонением и благоговением. Бхакти-йога, путь преданности, является одним из самых возвышенных способов, позволяющих достичь состояния единения с Божественным Абсолютом. Путь интенсивной любви к Богу характеризуется необычайным порывом любви и чистой спонтанности в акте поклонения.

Полная и всепоглощающая любовь к Богу, самый короткий и эффективный путь к Нему, позволяет осознать Высший Божественный Центр (Самость) как Целое, как эссенцильное место нахождения бесконечной любви и бессмертного покоя. Сосредоточив ум в уникальной сияющей точке (Атмане), истинный бхакти проникает сквозь все иллюзорные видимости, которые заслоняли от него этот Центр. Таким образом, мгновенно разгорается огонь любви, который сжигает искусственный и ограниченный круг, ранее отделявший великого йога как от его глубинного Я, так и от фундаментальной космической тотальности (Бога).

Бхакти — это нить, которая связывает сердце ученика с сердцем Бога. Это непрерывное излияние любви к Тому, Кому поклоняются, в истинном божественном «безумии».

БХАВА — типы отношений йога к Богу

Состояние или отношение йога, который испытывает к Богу искреннюю, полную и безусловную любовь, называется Бхава. В традиции Бхакти упоминается пять различных типов проявления любви:

1. В Шанта Бхава ученик характеризуется постоянным чувством покоя и смирения. Его сердце исполнено любовью к Богу и ко всем существам, воспринимаемыми адептом как Его (Бога) проявлениям. Одна мысль о Нем пробуждает в существе ученика всепоглощающую радость.

2. В Дасья Бхава ученик постоянно проживает состояние предания своей воли воле Бога. От всего сердца он предан Божественному или Духовному Наставнику. Всем, что он делает, он стремится угодить Ему, и таким образом он находит для себя радость и удовлетворение.

3. В Сакхья Бхава Бог воспринимается как лучший друг. Перед нашим лучшим другом мы показываем себя такими, какие мы есть, мы ничего от него не скрываем; наша душа открывается, и мы можем вести диалог в интимности нашего бытия с самим Богом. Такие отношения были между Арджуной и Кришной.

4. В Ватсалья Бхава ученик смотрит на Бога как на своего ребенка, заботится о Нем, служит Ему, лелеет Его, как мать заботится о своем сыне. Таким учеником для Кришны был Йосода.

5. Последняя и высшая форма Бхавы — Мадхурья Бхава или Канта Бхава, характеризующаяся тем, что Бог рассматривается как Возлюбленный. Эта Бхава быстро приводит, в случае искренней и неистовой любви, к единению с Богом. Так любящий и возлюбленный становятся единым сердцем, сохраняя при этом разделение, чтобы чувствовать и наслаждаться блаженством космической игры между ними. Таковы были отношения между Радхой и Кришной.

Аспекты Бхакти

Состояние преданности перед Богом может быть усилено девятью различными способами, характеризующимися одним общим фактором: интенсивной и всепоглощающей любовью к Нему. В трактатах восточной мудрости «Шримад-Бхагавад» и «Вишну-пурана» упоминаются следующие девять аспектов Бхакти:

1. Шравана — изучение божественных истин, учений;

2. Киртана — пение гимнов славы, посвященных Божественному;

3. Cмарана — постоянное памятование об имени и присутствии Бога;

4. Падасевана — служение Богу;

5. Арчана — поклонение Богу;

6. Вандана — молитва к Богу;

7. Дасья — усиление состояния преданности Божественному;

8. Сакхья — усиление чувства дружбы с Богом;

9. Атманиведана — полное предание Высшей Божественной Воле.

Адепт на пути преданности может выбрать любой метод Бхакти, который подходит ему больше всего. Настойчиво следуя по этому пути, он в конце концов достигнет божественного просветления.

1. Шравана предполагает тщательное изучение божественно вдохновенных историй о добродетелях и славе Бога, о Его имени и Его форме, а также, под руководством подлинного духовного учителя, применение того, что он понял из священных текстов. Подлинный духовный учитель может дать своему ученику, который слушает с открытым сердцем, правильное понимание духовных истин и путь их применения на практике.

2. Киртана означает посвящение Богу гимнов славы. Постоянно охваченный экстазом божественной любви, последователь повсюду поет и танцует, поклоняясь Богу. От одного только имени Величайшего Возлюбленного, сердце ученика наполняется всепоглощающей и неистовой любовью, выражаемой через гимны любви.

3. Смарана означает непрестанно помнить о Боге. Йог постоянно осознает божественное присутствие во всем, что его окружает. В каждом существе, во всем, что его окружает, он видит прежде всего славное проявление божественного. Такой ученик часто говорит о Боге и размышляет о Его атрибутах.

4. Падасевана означает служить всему человечеству, рассматривая его как проявление Божественного. Для такого йога оказывать поддержку и помощь другим означает, будучи полным любви, участвовать в божественном творении и, тем самым, находиться в гармонии со всеми универсальными законами.

5. Арчана означает поклонение Богу. Это поклонение может иметь в качестве начальной точки вдохновенное видение, либо определенные священные гимны или же спонтанно возникающее состояние всепоглощающей любви. Медитации поклонения и благодарности, безудержного и непреодолимого стремления к Богу могут привести существо ученика к высшему состоянию экстаза — Самадхи.

6. Вандана — это молитва, полная смирения и стремления, произнесенная искренним и любящим сердцем. Божественная Благодать проливается на ученика, который достигает в результате состояния обожествления.

7. Дасья Бхакти характеризуется тотальным состоянием преданности и отречения. Это состояние достигается путем медитации на божественные атрибуты, на божественную природу и тайну, а также путем обмена этими откровениями с другими.

8. Сакхья Бхакти означает усиление чувства дружбы с Богом. Быть всегда с Ним, считать Его самым лучшим другом, постоянно находиться в Его присутствии, любить Его как лучшего друга — это есть Сакхья Бхакти.

9. Атма Ниведана означает отдать Богу все свое существо, рассматривая все происходящее с нами как дары, преподнесенные Богом, дары, которые должны нас чему-то научить. Подобный ученик отказывается от собственной ограниченной воли и предает себя Воле Бога. Таким образом, он становится каналом проявления божественной энергии, которая очищает и возвышает все его существо, ведя его к высшей реализации.

Девять аспектов Бхакти — это способы, через которые приверженец пути преданности может достичь высшего жизненного идеала: единения с Богом. Для Иисуса Бог был Небесным Отцом. Рамакришна поклонялся Ему в аспекте Божественной Матери.

Многие достигли совершенства через поклонение Иисусу. Многие другие достигли совершенства, поклоняясь Кришне как своему возлюбленному.

То есть эта традиционная форма Йоги предназначена для тех, кто питает очень пылкую Любовь в общем к Богу или к определенному Его олицетворению (Кришна, Иисус, Шива, Шакти, Вишну и т. д.). Хотя внешне йог может проявлять свою Любовь в виде молитвы, жертвоприношения, танца, воспевания религиозных гимнов — это всего лишь второстепенные аспекты, которые являются малоэффективными, если Любовь не достаточно интенсивна.

Бхакти-йога в современном мире

В наши дни очень редко встречаются практиканты, способные применять этот путь Любви. Нужна предварительная практика других форм Йоги для того, чтобы практикант освободился от тирании ума и эго, чтобы открыться к такой интенсивной Любви. Из-за чрезмерного акцента на умственные и интеллектуальные аспекты в западной культуре Бхакти в общем не принята западными людьми, потому что вышеупомянутые внешние аспекты сильно намекают (в случае западного менталитета) на сектантские практики или на фанатизм. С другой стороны то, что встречается в наши дни на Востоке и считается бхакти-йогой (коллективные воспевания и танцы), очень часто из-за поверхностного понимания ведет только к сильным эйфорическим переживаниям, что всё еще далеко от той Любви, растворяющей индивидуальное сознание в Космическое Сознание Бога.

В нашей школе Бхакти-йога рассматривается как естественное продолжение джнана-йоги, после того как йог пробудил и динамизировал центр силы на уровне груди (АНАХАТА ЧАКРА), который позволяет чувствовать сполна вселенскую энергию Любви, охватывающую нас постоянно. На наших занятиях внешние элементы Бхакти не практикуются.

Давайте каждый миг помнить, что Бог находится внутри нас, что для нас Он самый близкий и самый дорогой. Чем больше мы осознаем божественную вездесущность, тем ближе мы к достижению высшей цели!

 

Присоединяйтесь к сообществу единомышленников ВКонтакте.

НАЧНИ ПРЯМО СЕЙЧАС!