Метафора духовного искателя на Пути Знания
Допустим, что Вы в тумане. В очень густом тумане. Вам неуютно и, может быть, немного страшно. Вы боитесь неизвестного, скрывающегося в тумане. Хотите домой, где чувствуете себя в безопасности. Но Вас окутывает туман, и Вы не видите, где Вы находитесь, и не знаете в каком направлении идти и что делать. Аналогично говоря, такова ситуация и с духовной точки зрения. Духовного искателя окутывает двойное невежество:
- во-первых, он не видит ничего: ни окружение, в котором находится он, ни свою конечную цель. Этот туман, который скрывает реальное положение существа, называется ПАУРУША АДЖНАНА – врожденное невежество. Этот тип невежества одинаков для всех существ, которые еще не достигли состояния просветления. Он скрывает реальную природу существа, его божественное Я, его Самость (АТМАН).
- во-вторых, он не знает, где находится и куда направляться, чтобы выйти из этого тумана невежества. Иногда существо настолько привыкает к этому, что даже не знает, что существует возможность выйти из тумана. Ему иногда кажется, что жить в этом тумане – это самая естественная и нормальная жизнь, а иногда он не доволен тем, где он находится, и понимает, что должен искать в этом тумане свой дом, то есть свою реальную сущность. И начинает спрашивать у других куда идти или читать книги, которые объясняют, как выйти из тумана и куда направляться. Постепенно в его мнении формируется представление, где он находится и куда направляться.
Совокупность всех умственных представлений составляют БАУДДХА АДЖНАНА – приобретенное невежество. У каждого существа, не достигшего просветления есть свое специфическое умственное невежество, отличающееся от невежества других.
Устранение невежества – путь Джнана (Знания)
Для искателя истины проблемы создает не первый тип невежества (не сам туман – врожденное невежество), которое можно назвать неведение, а второй тип невежества, который представляет собой ложное умственное представление. Другими словами, это невежество означает ложное познание, а не отсутствие познания. Ложное познание мешает человеку правильно действовать для устранения тумана врожденного невежества.
У каждого существа есть моменты, когда этот туман спонтанно рассеивается, – моменты озарения. Но это же ложное познание мешает ему понять, что это за переживание. Человек может думать, что сошел с ума. Поэтому правильный подход подразумевает сначала устранить БАУДДХА АДЖНАНА. Это пробуждает и усиливает постепенно БАУДДХА ДЖНАНА – истинное интуитивное понимание (которое все-таки отличается от правильного умственного представления). Этот тип понимания (интуиция) позволяет распознавать спонтанные опыты просветления (ПАУРУША ДЖАНА), а также дает возможность создавать такие моменты просветления.
Когда ребенок рождается, у него нет умственных представлений о реальности, у него полностью отсутствует БАУДДХА АДЖНАНА – ложное познание. Поэтому у детей чаще есть моменты спонтанного просветления. С другой стороны, в отсутствии подходящего воспитания у них также не формируется БАУДДХА ДЖНАНА, а наоборот, БАУДДХА АДЖАНА, поскольку при нынешнем воспитании мозг детей стремятся наполнить кучей знаний, но полностью пренебрегают их спонтанными опытами просветления и развитием интуиции. Так что из потенциального просветленного получается невежественный взрослый (с духовной точки зрения).
Путь ДЖНАНА подразумевает пробуждение БАУДДХА ДЖНАНА. Практически это означает изучение и усвоение тех идей, которые намекают на Истину и в то же самое время пробуждают интуитивное понимание Истины. Эти моменты интуитивного понимания есть вспышки доступа к сверхментальному плану. Неважно интеллектуальное содержание знания, а важна сила этого знания пробуждать БАУДДХА ДЖНАНА. И эта способность зависит и от человека, который изучает что-либо, и от его открытости, чтобы принять это знание, и от его интуиции.
В виде таких знаний, которые пробуждают БАУДДХА ДЖНАНА, есть определенные простые идеи, но весьма глубокомысленные, как например, известная ведантическая фраза: «ТАТ ТВАМ АСИ», что означает “Ты есть Тот”, или другими словами, “ты есть Бог”. Но также могут быть более развитые философские идеи и доктрины (теория АБХАСА, философия САМКИЯ, доктрина СПАНДА), а также даже определенные научные теории, как например, «Теория морфогенетических полей» Руперта Шелдрэйка, «Теория голографической вселенной», «Теория импликативной вселенной» Дэвида Бома и др.
Пробуждение истинного интуитивного понимания БАУДДХА ДЖНАНА
Аналогично в нашем примере пробуждение БАУДДХА ДЖНАНА (истинного интуитивного познания) означает понимание того факта что, хотя Вы еще в тумане, Вы уже дома и никогда не покидали это уютное место. Только туман мешает Вам видеть, но Вы уже знаете. Вы начинаете на ощупь распознавать свой дом и чувствуете себя все более и более “дома”.
И в определенный момент Вы поймете, что на самом деле не существует никакого тумана, а просто ваши глаза были постоянно закрыты. Только иногда Вы открывали их на миг, но этого не было достаточно, чтобы понять, где Вы. Но сейчас, когда Вы знаете, Вы учитесь открывать глаза все чаще и чаще, и удерживать их открытыми все дольше и дольше. В определенный момент Вы становитесь способны открывать глаза по желанию и оставаться с открытыми глазами неопределенное время.
Это есть процесс, когда вспышки просветления постепенно преобразовываются в состояние просветления. Тогда устранена ПАУРУША АДЖНАНА. Но это еще не конец. Это начало преображенной жизни, начало второго этапа в ДЖНАНА ЙОГЕ, когда перед йогом раскрываются неисчислимые возможные пути, каждый со своей уникальной красотой. Аналогично говоря, это как будто он (йог) плыл до сих пор по реке, а сейчас перед ним открылся огромный океан возможностей.
Кто Я?
Существует один самый простой и естественный вопрос, который ведет к пробуждению БАУДДХА ДЖНАНА, то есть к интуитивному пониманию своей истинной природы, и затем к переживанию этой истины: «Кто Я?» Первый возможный ответ, естественно: “Я – Иван Иванович!” Но когда я начал быть Иваном Ивановичем? Когда родился, или позже, когда начал понимать, что так меня зовут? Но я существовал и раньше. Значит, “Я есть я…” Это мое «я» не изменилось в течение времени, хотя, когда смотрю в зеркало, вижу с возрастом изменения в моем теле. Но это чувство я – неизменно. Его свойственное качество – это существование, так что можем утверждать: “Я есть…, я существую…”
«Постепенно осознаю, что чистое существование, которое определяет мое “я”, безличное, безграничное, безвременное… Это преддверие или порог просветления». На первый взгляд все кажется слишком просто… Как это может быть просветление? Но великие мудрецы утверждали: “Великая Истина проста, но, чтобы постичь Её, нужно питаться Сутью.” А суть нашего Я – это чистое существование. Этот факт не нуждается в подтверждении со стороны. Вам не нужен кто-то другой, чтобы убедить Вас, что Вы существуете. И никто не может убедить Вас, что Вы не существуете. Эта Истина присущая нашему Я.
Наш ум создает препятствия
Во-первых, ум может проявлять скептицизм: “Не может быть так просто! Если все так просто, тогда очень много людей должны были достигнуть просветления, но это не так. Смотрите сколько страдания и насилия создают люди!”… и так далее. Ум сопротивляется, потому что боится уничтожения, и ищет самые правдивые аргументы, чтобы отвергнуть эту простую Истину. Обычный ум не понимает просветление, ибо оно находится за пределами его доступа.
Второе препятствие – это память пережитых состояний. Первый раз нам удалось пережить это вневременное Присутствие. Мы очень рады, наш ум не проявляет скептицизма, и мы хотим повторить этот опыт. Но чаще всего это не удается осуществить второй раз тем же путем. Это происходит, потому что второй раз мы основываемся на воспоминании предыдущего опыта и стараемся возобновить умом этот опыт. В этом-то и есть проблема: мы стараемся сделать это умом, вспомнить состояние. Но это состояние не в досягаемости ума. Поэтому каждый раз мы должны использовать “свежий подход”.
Третий фактор, который мешает – это забытье. В суматохе жизни мы забываем наши духовные опыты или окрашиваем их в серые непривлекательные краски. Это естественно: нашему уму гораздо интереснее, когда мы смотрим новости по телевизору, когда мы разгадываем кроссворды или даже когда мы страдаем. Потому что в опытах просветления его нет.
И тогда мы понимаем, почему так мало просветленных: люди предпочитают пассивно отождествляться со своим обычным умом, который “загипнотизирован” обычным внешним миром. И на самом деле никто никого не заставляет идти по пути просветления. Факт, что мы выбираем наш ум или просветление, – это результат нашей свободы выбора. Если до сих пор Вы этого не знали, то сейчас Вы знаете, что у Вас есть выбор. Но многие люди даже не знают, что есть и этот другой вариант. Они знают только реальность своего обычного ума.
Настоящий момент – выход за пределы ума
Обычно мы разделяем субъективное время на три части: прошлое, настоящее и будущее. Если мы будем рассматривать время более внимательно, то поймем, что из этих трех – только настоящий момент реален. Для нас прошлое – это накопленная память, а будущее – это воображаемое представление, пропитанное нашими желаниями или страхами. Но настоящий момент не имеет длительности, поэтому ум не может жить в настоящем моменте.
Осознавать момент Сейчас – это очень простой способ войти в состояние чистого существования, чистого присутствия. Переживая момент Сейчас мы выходим из ума, и начинаем осознавать наше истинное Я. Всё происходит Сейчас… Нет ничего реального кроме того, что происходит Сейчас… В момент Сейчас ум затихает… Сейчас есть только Присутствие… Сейчас – это начало расширения сознания… Вся наша жизни составлена из моментов Сейчас… Прошлое уже прошло, будущее еще не наступило… Реально существует только момент Сейчас…
Что дальше?
Здесь мы представили лишь небольшую часть из ДЖНАНА ЙОГИ. Это были лишь способы, чтобы пройти первый этап. Превосхождение ума и достижение сверхментального плана существования – это всего лишь первый этап: рассеивание тумана, окутывающего нашу истинную природу.
Образно говоря, второй этап – это все, что мы можем делать начиная с этого уровня, когда туман рассеян. Именно тот факт, что этот уровень находится за пределами обычного понимания, не позволяет нам рассказывать о нем тем, кто еще не усвоил хотя бы частично этот уровень. Любая попытка будет неудачной. Если человек начинает рассказывать о своих сверхментальных опытах, его может понимать только другой человек, кто также достиг сверхментального уровня. Обычный ум не может это понять.
Автор статьи — Михай Ион
Узнать больше о йоге и других ее видах можно в статьях:
Присоединяйтесь к сообществу единомышленников ВКонтакте.