Чаще всего искусство и все проявления творчества считаются чем-то, предназначенным для развлечения. И мало кто задумывается, что на самом деле первоначальная суть и роль искусства заключается совсем в другом.

Раскройте для себя подлинную цель искусства

Конечно же, великим творцам искусства эта цель всегда была понятна и руководила ими. Например, Лев Толстой писал следующее: 

«Назначение искусства в наше время – в том, чтобы перевести из области рассудка в область чувства истину о том, что благо людей в их единении между собою, и установить на место царствующего теперь насилия то царство божие, то есть любви, которое представляется всем нам высшею целью жизни человечества».

 И даже если эти строки были написаны два столетия назад, их актуальность поражает. В этих словах мы можем увидеть лаконично сформулированную идею о том, что искусство призвано вести людей, созерцающих его, за пределы обычного ума, к области самых возвышенных чувств. Подлинное искусство никогда не может вести нас к чему-то уродливому, к низким переживаниям, оно всегда помогает нам соприкасаться с чем-то прекрасным, делая нас немного лучше.

Об этом говорил и аргентинский философ Хорхе Анхель Ливрага:

«Искусство — это воплощение красоты, гармоничное сочетание частей. Искусство неподвластно разуму, оно интуитивно. Его постижение приходит прежде понимания умом. То, что не прекрасно, – не искусство».

То, что упускают многие люди, рассматривая искусство как средство развлечения, это то, что на самом деле искусство может быть подлинным и полноценным духовным путем, ведущим к Богу. И, по-сути, само проявление красоты и гармонии в любом искусстве и является выражением присутствия Бога.

В традиции Индии Великая Макрокосмическая Сила Трипура Сундари является этим проявлением, аспектом Бога, предоставляя нам красоту, истину, гармонию во всем, что божественно и прекрасно. Именно она помогает нам открыться к творчеству, к искусству, позволяя увидеть во всем великолепии сияние и красоту окружающего нас мира, позволяя проявлять это через акт творчества и созидания.

Объективное искусство

Говоря о духовном искусстве, можно сказать, что подлинное произведение искусства передает собой и несет человеку, созерцающему его, высшие божественные энергии, с которыми резонировал творец в момент создания.

Именно об этом аспекте, который Кандинский называет третьей необходимостью художника (давать то, что свойственно искусству вообще, элемент чисто и вечно художественного, который проходит через всех людей, через все национальности и через все времена; этот элемент можно видеть в художественном произведении каждого художника, каждого народа и каждой эпохи; как главный элемент искусства он не знает ни пространства, ни времени), великий инициат Гурджиев говорит как об объективном искусстве.

Он подчеркивает, что в объективном искусстве ничто не случайно, творец именно творит, вкладывая в произведение искусства определенные идеи, состояния, которые он хочет передать зрителю, воспринимающему. И тогда тот, кто воспринимает такое подлинное, объективное искусство, независимо от его образования, культуры, национальности, будет чувствовать именно то, что хотел передать художник.

Такое подлинное, объективное искусство ведет нас к сути через архетипичные проявления форм, звуков, для понимания которых не требуются объяснения, в противоположность многим работам современного искусства, в которых объяснение художником того, что он хотел передать, является ключевым и основным.

 

Автор статьи — Дарья Мысенко.
При подготовке статьи использовалась книга Н.В. Исаевой «Искусство как проводник» изд. 2014 г.

 

Другие интересные статьи по этой теме:

НАЧНИ ПРЯМО СЕЙЧАС!