Большинство людей, когда слышат о Йоге, представляют человека, который неподвижно находится в определенном положении с закрытыми глазами, ничего более не делая. По этой причине большинство из них не заинтересованы Йогой: «Какая польза может быть от того, что сидишь неподвижно с закрытыми глазами? Это каждый делает во время сна!» – думают многие.

Медитация и Раджа Йога — путь развития скрытых способностей

Но есть люди, которые переходят через ошибочное понимание бесполезности Йоги и узнают о ней больше. Они начинают практиковать, изучают что такое ПРАНА, ЧАКРЫ (субтильные центры силы), НАДИ. Они даже начинают чувствовать эти субтильные реальности и, используя их посредством ХАТХА ЙОГИ, они улучшают свое здоровье или даже излечивают свои некоторые болезни.

«Но что следует дальше?» – по праву, может быть, спросят некоторые из вас. Если выразить одним словом то, что последует далее в практике Йоги, то это слово – МЕДИТАЦИЯ.

Некоторых слово «медитация» «пугает», они думают, что никогда не смогут сидеть много часов подряд с закрытыми глазами. Другим это слово напоминает человека, который мечтает… Мечтает… Мечтает философ, который далек от реального мира и строит умственные модели мира. И все же йоговская медитация нечто совсем иное, нежели кажется непосвященному человеку. Откуда приходит эта неспособность обычного человека понимать, что такое медитация? Ответ прост: только тот, кто пережил йоговскую медитацию, может понять, что это такое.

Необходимо отметить, что медитация – это не процесс, свойственный только системе Йога. На всех подлинный духовных путях используется определенная форма медитации, как просветляющего процесса. Также у некоторых людей есть возможность иметь опыты медитации, даже если они не вовлечены сознательным образом и по желанию на духовный путь. Даже некоторые из вас, может быть, имели переживания, относящиеся к тому, что мы называем йоговской медитацией, сами не зная этого.

С другой стороны, можем сказать, что есть определенная ветвь в классической Йоге, которая развивается именно вокруг этого понятия и процесса. Эта ветвь – РАДЖА ЙОГА. Все формы и ветви Йоги имеют одинаковую цель, хотя эту цель можно называть по-разному: достижение трансцендентального сознания, раскрытие высшего Я, раскрытие или слияние с Богом и т.д. На самом деле все эти названия указывают на одну и ту же реальность, которую можем назвать Конечной Реальностью. В Раджа Йоге основной инструмент для достижения конечной Реальности – это ум, а основной процесс – это йоговская медитация.

На санскрите Раджа означает «король», а слово Йога образно означает «воссоединение», так что Раджа Йога означает «королевская йога» или «королевский путь к воссоединению с Наивысшей Реальностью».

Раджа йог старается полностью стать властелином своего ума. Он подчиняет его посредством концентрации, а затем посредством медитации расширяет его и раскрывает его тайные латентные способности. На пути к достижению Наивысшей Реальности йог развивает в себе разные способности, которые могут для невежественных казаться сверхъестественными или паранормальными.

8 ступеней йоги

Традиционное структурирование системы Раджа Йога

.Традиционно Раджа Йога имеет восемь уровней или ступеней, поэтому её иногда называют «путь с восемью ступенями». Эти ступени следующие: 1. Йама; 2. Нияма; 3. Асана; 4. Пранаяма; 5. Пратьяхара; 6. Дхарана; 7. Дхьяна; 8. Самадхи.

Йама и Нияма составляют этический и моральный кодекс, который йоги должны соблюдать, чтобы обеспечить себе успех в практике Йоги.

 

1. ЙАМА содержит 5 правил:

  •  Ахимса (ненасилие). Это в основном означает проявлять доброту, быть мирным в отношениях с другими живыми существами. Важнее соблюдать это как внутреннее отношение к окружению, чем просто внешне проявлять пассивность и мягкость, в то время как внутри бушует гнев. С другой стороны, если кто-то проявляет по отношению к нам насилие, мы имеем право защищаться или избегать этого, но в то же время необходимо сохранять внутренний покой и не питать насильственных мыслей или эмоций относительно нападающего.
  •  Сатья (истина). Это означает, что в отношениях с другими нужно говорить правду и не лгать. Но так же необходимо учесть, что есть ситуации, когда необходимо скрывать правду, когда, так называемая, правда может нанести вред другим существам. Если в таких ситуациях мы слепо говорим правду, то мы нарушаем другие правила, например, Ахимса.
  •  Астея (не-воровство).
  •  Апариграха (отсутствие жадности). Это означает не накапливать ненужные или излишние вещи.
раджа йога и брахмачарья
  • Брахмачарья (половое воздержание). Это означает сохранение полового потенциала, поскольку сексуальная энергия и есть та оккультная энергия, которая создает, питает и поддерживает все оккультные и духовные процессы в нашем существе. Другими словами, через процесс сублимации сексуальная энергия преобразовывается в другие формы энергии, необходимые, например, в процессе медитации. Брахмачарья осуществляется через воздержание от половой жизни. Но также существует и другая возможность, которая даже более эффективна, чем воздержание, она заключается в активном вовлечении в любовные отношения в паре и занятия любовью с любимой или любимым без утраты полового потенциала. Об этом более подробно будет говориться в другом разделе.

Соблюдение Йама обеспечивает правильные гармоничные отношения с другими существами, что с практической точки зрения имеет следующий эффект: сохранение личной субтильной энергии (которая, таким образом, будет доступна для процесса медитации) и ненакопление кармы, которая могла бы препятствовать нам в нашей практике.

2. НИЯМА также содержит 5 правил:

  • Сауча (очищение). Для того, чтобы оккультная энергия текла свободно в общем и особенно во время медитации, необходимо очищать и сохранять чистоту нашего тела и всей системы энергетических каналов и центров силы. Это осуществляется посредством сочетания разных способов: чистое, здоровое вегетарианское питание, техники Хатха Йоги для очищения (как Вамана Дхаути, например), практика Асан и Пранаямы (которые напрямую очищают определенные энергетические каналы, и особенно главный канал в существе – Сушумна Нади), медитация (которая очищает очень тонкие ментальные структуры нашего существа) и др.
  • Сантоша (удовлетворенность, состояние удовлетворенности). Это означает сохранять всегда оптимизм и позитивное внутреннее отношение, несмотря на препятствия, с которыми йог сталкивается на своем пути. Не обескураживаться, когда сталкивается с неудачей и понимать, что все, что происходит, не случайно, имеет свое значение и свою пользу, даже если на первый взгляд это кажется не так. 
  • Тапас (строгость, дисциплина). Это означает развивать последовательность, настойчивость и упорство в практике Йоги. Эти качества необходимы для достижения желаемых целей.
  • Свадхьяя (изучение, самоизучение). Это с одной стороны означает внимательное изучение теории, необходимой для успешной практики Йоги, а с другой стороны означает развитие способности познавать самого себя, осознания всего, что происходит в своем существе.
  • Ишварапранидхана (почитание Бога). Это означает иметь и усиливать веру в Наивысшее Существо (Бога), поскольку все наши усилия и даже вся наша жизнь поддержаны этой Наивысшей Реальностью, которая обладает сознанием, и которую называют Бог. Любой атеист, который начинает искренне заниматься Йогой, рано или поздно убедится, что существует это Наивысшее Сознание, к которому йог должен развивать чувства благодарности и любви. Это очень сильно ускоряет процесс развития в практике Йоги.

Нияма – это набор правил, при соблюдении которых внутренняя жизнь йога организует так, что практика Йоги будет намного эффективней.

3. АСАНА 

Этот этап подразумевает выбор и усвоение подходящего для медитации положения тела. Для этого используются некоторые АСАНЫ (позы) из ХАТХА ЙОГИ, как например, ПАДМАСАНА (поза лотоса), СИДДХАСАНА, ВАДЖРАСАНА и СУКХАСАНА. Но также допускается и положение сидя на стуле, при условии, что нет упора на спинку, позвоночник удерживается вертикально прямым, а голова – в продолжение позвоночника. Другой важный аспект – это способность оставаться неподвижным в этом положении много минут непрерывно.

4. ПРАНАЯМА

В Раджа Йоге пранаяма – это не то же самое, что в Хатха Йоге. В Хатха Йоге это подразумевает накопление и контроль ПРАНЫ (энергии) посредством дыхательных процессов. В Раджа Йоге это также означает контроль субтильной энергии, но это относится особенно к осознанию и контролю передвижения энергии по СУШУМНА НАДИ (вдоль позвоночника). Этой ступени можно достигнуть посредством техник Пранаямы из Хатха Йоги, но также и посредством определенных медитативных техник.

 

раджа йога и пранаяма

5. ПРАТЬЯХАРА

Пратьяхара означает отступление («перетягивание») чувств от внешнего мира и направление внимания внутрь. Процесс медитации происходит на другом плане, нежели события физического мира. Есть и другие планы существования помимо физического мира, и для того, чтобы развивать восприятие этих реальностей необходимо сначала научиться отключать внимание от физических чувств. Тогда в существе йога развивается внутреннее восприятие, что позволяет ему испытывать субтильные планы существования, как например, астральный мир. В процессе медитации это позволяет ему осознавать все, что происходит в его существе, и поэтому для йога это есть необходимый элемент в медитации.

Традиционно первые пять ступеней составляют Бахиранга Йогу, или внешнюю Йогу, поскольку все эти этапы связаны со внешним миром.

6. ДХАРАНА

Это концентрация внимания на одном предмете. Можно сказать, что это основная практика в Раджа Йоге. Все предыдущие этапы обеспечивают необходимые аспекты, чтобы йог мог успешно выполнять концентрацию ума. К сожалению, многие поверхностные практиканты упражняются только с концентрацией ума, пренебрегая важностью предыдущих этапов, а это ведет к бесплодным усилиям ума в процессе концентрации. С практической точки зрения только эти первые шесть этапов могут быть объектом тренировки.

Переход от уровня Дхарана (концентрации) на уровень Дхьяна (медитации) происходит естественно, когда все предыдущие ступени были усвоены йогом. С другой стороны, необязательно упражняться с этими ступенями в данном порядке. Даже более эффективно, если первые 6 ступеней усваиваются одновременно и постепенно, поскольку таким образом создается синергия между этими аспектами. Например, когда мы тренируемся в практике Асаны, мы заодно можем упражняться и в концентрации (Дхарана) и в Пратьяхаре. Или можем сочетать Асану с Пранаямой. В Раджа Йоге есть разные техники, которые являются примерами таких сочетаний.

7. ДХЬЯНА (медитация)

Когда поток концентрации ума становится непрерывным, происходит переход на уровень ДХЬЯНА, другими словами, начинается йоговская медитация как таковая. Тогда концентрация ума становится созерцанием и процесс происходит сам по себе, йог больше не прилагает усилия, чтобы концентрировать свое внимание.

8. САМАДХИ

Этот этап тоже начинается естественно, когда растворяется граница между объектом медитации и медитирующим субъектом. Тогда расширяется сознание, и йог воспринимает другие уровни реальности – сверхментальные. На этой ступени есть много уровней, поскольку есть очень много видов Самадхи.

Когда йог достигает Самадхи, нельзя сказать, что он достиг конца, а наоборот, можно сказать, что это всего лишь начало – начало новой жизни для йога. Реальность, которую йог испытывает тогда, нельзя описать словами, можно лишь намекнуть на определенные аспекты. Только йог, который испытывал много раз состояние такого рода, может сразу, по желанию, войти в Самадхи. Иначе всегда фактически нужно начинать с концентрации ума (Дхарана). Состояния Самадхи доступны, только когда йог усвоил в достаточной степени все предыдущие ступени.

Присоединяйтесь к сообществу единомышленников ВКонтакте.