Практика концентрации ума (Дхарана)
В Йоге считается, что грамм практики превыше тонн теории. Поэтому предлагаем два простых упражнения для концентрации ума, способствующих тому, что медитация в дальнейшем станет более качественной и успешной.
1. Концентрация на внешнем предмете
- Сначала нужно выбрать подходящий предмет. Это может быть любой предмет, который нам нравится и который не является слишком сложным. Например: черная точка на белом фоне, янтра, небольшой одноцветный шарик, пламя свечи, приятный звук.
- Сядем в подходящую позу (сидя на стуле, например), но предварительно поставим выбранный предмет перед нами так, чтобы он был на уровне нашего лба в процессе концентрации.
- Направляем взгляд и внимание на предмет и стараемся удерживать внимание сосредоточенным на этом предмете. Стараемся не позволять другим мыслям формироваться в нашем уме. Если замечаем, что наше внимание ускользнуло, спокойно фокусируем его обратно на предмет. Стараемся моргать как можно реже. Этот этап концентрации должен длиться как минимум 10 минут.
- В конце закрываем глаза и спокойно, расслабленно наблюдаем за внутренним состоянием, которое появилось вследствие концентрации.
Концентрация на внутреннем предмете
Это упражнение выполняется с закрытыми глазами.
- Сначала выбираем внутренний предмет. Например: точка на теле (рекомендуются: точка в центре лба — Аджна Чакра, кончик носа, макушка головы), процесс дыхания, визуальный образ внешнего предмета. Если выбираем образ предмета, то предварительно нужно очень хорошо запомнить, как выглядит предмет.
- Садимся в позу для концентрации.
- Закрываем глаза и направляем внимание на выбранный предмет (на точку на теле, на процесс дыхания и т.д.). Если выбрали образ внешнего предмета, то стараемся воссоздавать из памяти образ предмета, визуализируя его перед глазами, на черном фоне. Этот этап концентрации должен длиться как минимум 10 минут.
- В конце спокойно, расслабленно наблюдаем за внутренним состоянием, которое появилось вследствие концентрации.
Медитация и ее процесс в РАДЖА ЙОГЕ
Любой процесс познания имеет тройную структуру: есть ПРЕДМЕТ познания, СУБЪЕКТ, который познает, и связь между ними, которая и есть само ПОЗНАНИЕ. С этой перспективы, медитация – это процесс, посредством которого мы отводим постепенно внимание от ПРЕДМЕТА и осознаем поочередно остальные два аспекта триады: ПОЗНАНИЕ и в итоге СУБЪЕКТ, который познает. Триада познания (предмет, познание и субъект) находится у основы понимания и выполнения процесса медитации в системе РАДЖА ЙОГА.
В РАДЖА ЙОГЕ адепт выбирает предмет для медитации, или Учитель (ГУРУ) указывает объект медитации.
Первый этап называется ДХАРАНА – этап, на котором адепту удается устранить все мысли, кроме мыслей, касающихся выбранного предмета. Этот этап характерен тем, что поток сознания все же состоит из обрывочных мыслей, возникают много прерывистых коротких моментов, часто неосознанных.
Также мысли имеют дискурсивный характер (состоят из фраз и предложений). Например, если предметом является теннисный шарик (как при ШАМБХАВИ МУДРА), внимание сосредоточено на изображении шарика, но возникают дискурсивные мысли типа: «Шарик белый», «фон черный», «он круглый», «на нем печать красного цвета», и др. Иными словами, внимание придерживается в сфере предмета, но перескакивает от одной детали к другой, не может одновременно охватить предмет целиком. Это – ДХАРАНА. Внимание не может непрерывно удерживаться на одной детали или на предмете в целом более нескольких секунд, а этот процесс концентрации внимания требует усилия: перевести внимание обратно к предмету каждый раз, когда оно отвлекается от него. Через тренировки эти промежутки непрерывности, не дискурсивные, становятся все длиннее.
В определенный момент, когда непрерывность внимания становится достаточно продолжительной, настает качественный скачок. Сознание входит в новое состояние, в котором не нужно никакого усилия. Внимание естественным образом остается направленным целиком на предмет или лишь на одну деталь предмета, не требуя какого-либо усилия (на самом деле эта деталь становится предметом медитации). Ум входит в состояние созерцания. Это состояние в РАДЖА ЙОГЕ называется ДХЬЯНА.
Когда ум практиканта остается достаточно долгое время в ДХЬЯНЕ, наступает другой качественный скачок. Йог входит в начальные формы САМАДХИ (сверхментальный экстаз). На этом этапе сознание расширяется, превосходя индивидуальность.
Не будем сейчас представлять типы САМАДХИ, известные в РАДЖА ЙОГЕ, потому что это достаточно обширная область. Трактат «ЙОГА СУТРА» мудреца Патанджали, считавшийся фундаментальным трактатом системы РАДЖА ЙОГА, посвящает этому целую главу, что составляет приблизительно четверть всего трактата, только для описания типов САМАДХИ.
В йоговских трактатах утверждается, что если мы можем непрерывно удерживать внимание на одном предмете в течение 12 секунд, то мы совершили одну ДХАРАНУ. Если нам удается придерживать ДХАРАНУ на протяжении 12 периодов (12 х 12 = 144 секунд = 2 мин. 24 сек.), тогда мы входим в ДХЬЯНУ – состояние созерцания. Если придерживаем ДХЬЯНУ 12 периодов (приблизительно 29 минут) входим в начальные формы САМАДХИ. (Эти временные промежутки указываются лишь ориентировочно!)
Как вы уже, наверное, заметили, процесс медитации в РАДЖА ЙОГЕ имеет три разграниченных этапа: ДХАРАНА, ДХЬЯНА и САМАДХИ. Они также составляют триаду, которая тесно связана с триадой: предмет – познание – субъект.
Само описание состояний намекает на то, что нет плавного перехода из ДХАРАНЫ в ДХЬЯНУ и из ДХЬЯНЫ в САМАДХИ. Не существует промежуточных состояний. Мы можем «колебаться» между ними, например: переходим из ДХАРАНА (концентрация) в ДХЬЯНУ (созерцание) и затем выпадаем обратно в ДХАРАНУ. Это мы чувствуем тем, что иногда в медитации мы прилагаем усилия при концентрации (ДХАРАНА), что чередуется с промежутками, в которые концентрация непрерывна, протекает гармонично и без усилий (ДХЬЯНА). Когда мы в ДХАРАНЕ, внимание полностью направлено на предмет медитации (например, изображение теннисного шарика в ШАМБХАВИ МУДРА). Тогда наше сознание находится в области ПРЕДМЕТА (из триады познания).
Как сделать переход, с практической точки зрения, от ДХАРАНЫ к ДХЬЯНЕ? Те, кто уже делали ШАМБХАВИ МУДРА или концентрацию на ЯНТРЕ, знают о трудностях: ум прыгает от одного элемента к другому, не умея охватить весь предмет в целом. Или, если это удается, то только на несколько секунд, после чего нужно начинать с начала. Казалось бы, это напрасный труд (каким был труд Сизифа).
Понимание соотношения между этими тремя этапами медитации и тремя областями триады познания предоставит и ключ перехода от одного этапа к другому в медитации. ДХЬЯНА (созерцание) соответствует промежуточной области, которая есть само ПОЗНАНИЕ. Когда мы находимся уже в ДХАРАНЕ (концентрация), все, что нужно сделать, это «переместить» внимание из области ПРЕДМЕТА в промежуточную область ПОЗНАНИЯ. Иными словами, постепенно стать осознанными и внимательными скорее к процессу познания, чем к самому предмету. Заметим тогда, что предмет спонтанно воспринимается целиком, без отвлечения на детали, и устраняется любое усилие при концентрации. Таким образом, входим в состояние созерцания (ДХЬЯНА).
САМАДХИ – состояние сверхментального экстаза – соответствует области СУБЪЕКТА. В САМАДХИ чистое Я, СУБЪЕКТ триады познания, раскрывается для адепта. Его внимание спонтанно направлено на субъект, который познает. Зная это, когда мы находимся в ДХЬЯНЕ (созерцание), мы сами сознательно можем перейти в САМАДХИ, постепенно осознавая наше Я, присутствующее как в познании, так и в предмете познания. Таким образом, наше сознание начинает расширяться в объективном мире.
Предварительные условия для успеха в Раджа Йоге
- Питание. Говорится, что качество ума зависит от качества питания. Поэтому легкое чистое вегетарианское питание, в котором преобладают свежие фрукты и овощи, делает ум очень светлым, спокойным, предрасположенным к медитации. Наоборот, нечистое питание, употребление мяса, химических пищевых добавок, несвежая пища предрасполагают ум к сонливости или возбуждению, что очень сильно мешает процессу медитации.
- Избегание внутренних конфликтов и сильных эмоций.
- Уединение.
- Практика Хатха Йоги.
Необходимость наставления в Раджа Йоге
Во-первых, в Раджа Йоге нужен опытный гид, который может указывать верный путь для разных учеников в разные моменты их практики. Он переживал все ступени и знает из своего опыта, что делать, когда ученик сталкивается с определенными препятствиями.
Часто опытному гиду виднее, чем самому ученику, что нужно делать в определенный момент, как преодолеть разные трудности. Есть аспекты, которые не написаны в трактатах по Йоге, но которые известны опытному наставнику либо из собственного опыта, либо были преданы ему из опыта других. Без наставления ученик может блуждать целые годы, даже не осознавая этого. Он может считать ошибочно, что продвигается, когда на самом деле он блуждает на одном и том же промежуточном уровне, и только опытный наставник может увидеть, как все обстоит в действительности, и помочь ученику понять, что происходит и что можно сделать.
Другая очень важная роль наставника состоит в процессе инициации и наставления, передаче определенной энергии инициации, на санскрите Шактипата. Эта энергия дает ученику импульс и эффективность в практике. Этот тип энергии недоступен, когда описание техник прочитано в книгах. Таким образом, создается подлинная связь между учителем и учеником, которая действует и на больших расстояниях. Подлинный духовный учитель или наставник осознает, что эта энергия происходит от Наивысшей Реальности, которую называем Бог. Это есть Божественная Благодать. Поэтому почтение, которое ученик чувствует и проявляет к учителю или наставнику, адресована на самом деле Богу.
В отношении ученик-учитель, или ученик-наставник самое важное – это внутреннее отношение ученика. Энергия поддержки, которую он получает, зависит от того, насколько он открыт к учителю или наставнику. Если он относится с высокомерием, считая, что он уже все знает, или что ему не нужна такая поддержка, тогда то, что он получает – это почти ничего. Наоборот, если он открыт и относится к учителю или наставнику со смирением и скромностью, то получает огромную поддержку. Это естественный процесс, который не зависит от наставника, а зависит от ученика. Это выбор ученика. Бог (через наставника) никогда не предоставляет эту энергию насильно, а лишь когда ученик открыт к процессу наставления.
В Индии и сегодня естественно проявлять уважение любому учителю в любой области, не только духовному учителю. На западе это не так естественно, многие путают почтение с пассивным подчинением. Но на самом деле подлинный учитель или наставник ценит дух инициативы, проявленный учеником, поскольку сам Бог подарил каждому существу свободу выбора. С другой стороны, умный открытый ученик понимает необходимость наставления и принимает помощь, которую наставник или учитель может оказывать для преодоления препятствий и опасностей на духовном пути.
Автор статьи — Михай Ион
Начало статьи здесь — «Раджа Йога и Медитация (часть 1)»
Присоединяйтесь к сообществу единомышленников ВКонтакте.