Ночь ШИВАРАТРИ (также как и МАХАШИВАРАТРИ) – это всегда ночь перед новолунием. Продвинутые йоги считают этот момент прекрасной духовной возможностью.
Санскритский термин «ШИВАРАТРИ» имеет несколько значений. «РАТРИ» – это обычно однозначно тьме ночи. Но ШИВАРАТРИ не имеет на самом деле никакой связи с мраком, а наоборот, связано с особенным состоянием святости этой ночи. Темнота этой ночи наполнена огромной Божественной Благодатью.
Смысл в том, что на 14-й день, который следует после полнолуния (этот день называется в индийском календаре «ЧАТУРДХАСИ»), Луна, которая помимо всего прочего управляет обычным человеческим умом, находится в весьма глубоком благотворном аспекте с Солнцем. Поэтому этот момент весьма благоприятен для того, чтобы сполна ощутить таинственное и спасительное присутствие Бога Отца, который проявляется как ШИВА, в определенной Его форме.
«ШИВАРАТРИ» означает и «ночь пролития Божественной Благодати». Относительно этого индийская традиция упоминает, что человеческое существо, полное дарения, наиболее пылко должно поклоняться всю ночь ШИВЕ как ипостаси Бога Отца. Особенно в эту ночь йоги и поклонники ШИВЫ бодрствуют, непрерывно взывая всем сердцем ШИВУ. Заниматься чем-либо другим (например, читать, общаться, и др.) только чтобы не спать – бесполезно. Зато ночь, проведенная в поклонении ШИВЕ определенными способами (даже в занятии любовью, но только с любовной эротической континенцией и посвящением тогда полностью плодов этого слияния ШИВЕ) освятит и наполнит нас Божественной Благодатью на всю жизнь.
Духовный урок, который предоставляет ночь ШИВАРАТРИ, состоит в том, чтобы мы как йоги почти всегда питали только чистые мысли, полные святости, чтобы почти всегда быть наполнены Божественными состояниями. Именно поэтому нужно особенно стараться в эту святую ночь стать единым с Богом, полностью достигая состояния обожествления (благодаря раскрытию нашего высшего Я – АТМАН). Если постоянно взывать Всемогущее Присутствие Бога, то осознание нашего обожествления вскоре настанет (в нужный момент).
Люди страдают, сколь бы много богатства они не имели. Это чаще всего происходит из-за отсутствия глубокого внутреннего покоя и по причине отсутствия благословения их существования, потому что его можно получить только от Бога Отца. Только для этих двух духовных даров люди особенно должны молиться. Когда глубокий внутренний покой и благословение обретены, то все остальное придет само собой через Божественную Благодать.
Все люди почти всегда должны быть полны жажды Бога, потому что все остальные желания не имеют почти никакой ценности.
«УПАНИШАДЫ» говорят об определенных фундаментальных атрибутах Божественного таких, как Истина, Добро и Красота (Сатьям, Шивам, Сундарам). Платон также считал Истину, Добро и Красоту фундаментальными атрибутами Бога. Добро (Шивам) представляет принцип-эссенцию всего, что может быть лучше и благоприятней для нашего духовного развития, а эта Доброта соединена и с Вечной Истиной (САТЬЯМ), и с Абсолютной Красотой (СУНДАРАМ).
Это является по мнению большинства просветленных, самым важным духовным посланием момента ШИВАРАТРИ; посланием, которое обычно сопровождается великим требованием поистине духовной жизни: стать полезным всем существам, видя в них проявление Бога.
Для этого необходимо развить сначала силу любви, а для того, чтобы развить способность любить возвышенно, безусловно и чисто нужно как можно больше развить в себе чувство самопожертвования (состояние самоотверженности). Быть полезным для других, относиться с дарением и преданностью к ним – все это обретает глубоко духовное значение, только когда мы действуем в состоянии глубокой любви, которая способна на пожертвование и полную самоотверженность. Тогда отрешенное действие, заключающееся в том, чтобы быть полезным по отношению к другим или, другими словами, КАРМА ЙОГА, является тем, что приведет решающим образом к духовной эволюции. Также это поможет нам никогда не забывать быть добрыми.
В свою очередь, термины «ШИВА» и «ШАНКАРА» (другое очень часто использованное имя ШИВЫ) означает «Добродетель» («Спаситель»). В термине «ШАНКАРА», корень «ШАМ» означает «знание, полное блаженства» (ЧИТ-АНАНДА), а «КАРА» означает «тот, кто её создает». Таким образом, «ШАНКАРА» этимологически означает: «Тот, кто пробуждает Божественное Сознание и Божественное Блаженство» во всех существах. ШАНКАРА (ШИВА) – это тот, кто дарует Сознание бесконечного Божественного Блаженства всем тем, кто находит в Нём убежище, или кто поклоняется Ему всем существом.
Секрет всего Творения символически раскрыт в традиционном описании формы ШИВЫ.
- Полумесяц на голове ШИВЫ символизирует сознание человеческих существ.
- Река Ганга, которая по индийской мифологии вытекает из трансцендентальных высот Неба на голову ШИВЫ, чтобы пролиться затем сквозь его волосы прямо на Землю, символизирует таинственную силу вселенской жизни.
- Змеи, которых Шива носит как браслеты и знаки Его Божественной Сила, символизируют неисчислимых одушевленных существ.
- Он сидит на серебряной горе, а один из его самых близких друзей – это Кубера – Бог Процветания.
- И все же, хотя и есть всё у ШИВЫ, Он всегда носит с собой сосуд для подаяния, чтобы напоминать нам непрерывно, что любого рода присвоение или привязанность является препятствием на пути духовного прогресса. ШИВА полностью отрешен от всего, и благодаря этому Он стал вечным воплощением Всевышней Божественной Благодати.
- Три глаза ШИВЫ представляют три мира (ЛОКА).
- Трезубец ШИВЫ – это символ прошлого, настоящего и будущего (все три аспекта времени), а также и преодоление трех качеств или склонностей (ГУНА): САТТВА, РАДЖАС и ТАМАС, которые являются специфическими отражениями Триединства манифестации: БРАХМА, ВИШНУ и РУДРА-ШИВА. Все три мира, триада времени, а также и три качества (ГУНА) являются проявлением Божественного принципа (ИШВАРА) в сердцах всех существ.
Когда Благодать Бога проникает глубоко в наши сердца, мы мгновенно можем возвысится к Богу Отцу (ПАРАМАШИВА). С другой стороны, можно сказать, что независимо от календарного момента, когда мы поистине способны пережить снова Божественное состояние чистого Существования (САТ) — чистого Сознания (ЧИТ) — чистого Блаженства (АНАНДА), мы поистине живём, полноценно, благодаря нашему состоянию резонанса с ШИВОЙ, в святой день ШИВАРАТРИ.
Пока плод не созреет на дереве, его сок не сладок. Но когда плод сполна созрел, он сам падает с дерева. Привязанность к дереву исчезает. Также и человеческое существо, которое достигает полной духовной зрелости, автоматически обретает отрешенность (ВАЙРАГЬЯ).
Человек должен без передышки стараться достичь этого высокого уровня своей зрелости посредством выполнения духовных практик, которые постепенно и навсегда трансформируют его сознание. Особенно в ночь МАХАШИВАРАТРИ очень важно направить свой ум как можно больше (полностью) к Богу. Поступая так, мы сможем полностью отрешиться от всех предметов и низких желаний, которые характерны материальному миру. Если в эту ночь полностью посвятить себя только мыслям, направленным к Богу, то наше сознание будет становиться, таким образом, глубоким и быстро трансформируется, даже если до этого момента мы не были способны достичь самого высокого состояния.
Сохраняя почти всегда в уме все три фундаментальные характеристики Бога: Истину, Мудрость и Вечность (САТЬЯМ, ДЖНАНАМ, АНАНТА ВРАХМАН) – делать и сейчас все возможное, чтобы достичь высшей цели Человека: экстатического отождествления с Богом Отцом (ПАРАМАШИВА).
ШИВАРАТРИ – это весьма благоприятный день с духовной точки зрения для всех нас. Не нужно забывать, что индивидуальный ум (МАНАС) тесно ассоциируется с Луной. ЧАНДРА, таинственный ангел-покровитель Луны, одновременно является и божеством, которое покровительствует уму (МАНАС). Она (Луна) каждый день теряет по 16-ой части из своего сияния после момента Полнолуния и продолжает убывать, таким образом, пока в ночь ШИВАРАТРИ проявляет лишь 16-ую часть своей силы.
Момент Новолуния можно ассоциировать с тем состоянием ума, когда его капризы и сбои сильно снижены, их легко тогда убрать и контролировать с помощью духовной дисциплины. В эту ночь (ШИВАРАТРИ) нам остается контролировать всего лишь малую его часть, а это возможно посредством интенсивной концентрации внимания на бессмертной Славе Бога.
Основные элементы Махашиваратри
МАХАШИВАРАТРИ, великая духовная ночь ШИВЫ, традиционно посвящена в Индии ПАРАМАШИВЕ (ВЕЛИКИЙ ШИВА). Поклонники Шивы считают эту ночь самой святой ночью года.
Ночь МАХАШИВРАТРИ – это всегда ночь перед новолунием в марте-феврале (речь идет о лунном месяце ПХАЛГУНА, который подсчитывается в соответствии с индийской астрологической системой). Продвинутые йоги считают этот исключительный случай прекрасной духовной возможностью, а также и великим праздником. Поэтому они постятся целый день, бодрствуют и медитируют с МАНТРАМИ ШИВЫ всю ночь.
Посвященные, преображенные, медитируют простым способом, непрерывно произнося имя ШИВЫ, или полные преданности только поют гимны славы ШИВЕ или поклоняются известному символу ШИВА-ЛИНГАМУ – и с любовью стремятся всем сердцем к ПАРАМАШИВЕ, который на самом деле никто иной как БОГ ОТЕЦ. Веды гласят в этом отношении:
«Господь Бог, Всемогущий и Вездесущий, постоянно присутствует – В ВЕЛИКОЙ ТАЙНЕ – в сердце всех существ. Полный Благодати, доброты и любви, Он предоставляет духовное освобождение всем сознательным существам, которые преисполненные любви направляют свой взор к Нему».
Индусы считают, что очень важно всегда жить вблизи Храма и именно поэтому они построили столько храмов. Это, говорят они, является актом, заслуживающим похвалы перед БОГОМ, который дает благословение как в этой жизни, так и в последующих. Религиозная жизнь индусов имеет главным физическим центром храм. Потому что там, в «Доме Бога», мы все очень легко можем позаботиться о нашей связи с БОГОМ ОТЦОМ. По причине того, что индусы не хотят находиться слишком долго далеко от Бога, люди, полные веры в Него, ходят в Храм хотя бы раз в неделю и стараются изо всех сил участвовать в каждом важном духовном празднике, когда различные ШАКТИ (ЖЕНСКИЕ ПРОЯВЛЯЮЩИЕСЯ СИЛЫ) Бога сполна и очень сильно проявляются в определенные моменты года.
Поклонники ШИВЫ ежедневно выполняют ПУДЖУ или, другими словами, полное дарения поклонение ШИВЕ в храме. Именно по этой причине почти все поклонники Шивы посещают Храмы ШИВЫ в самый священный день года, который полностью посвящен празднику Шивы – МАХАШИВАРАТРИ. Они особенно тогда приближаются к храму, полные поклонения и смирения, потому что это является на самом деле Домом Бога для каждого из нас. В Ведах говорится:
«Пусть Господь БОГ будет благодарен нашему пению восхваления. Подобно мудрецу среди людей, пусть стремящийся, полный дарения, приносит подобающую жертву божественным существам! Велико, чарующе и полно тайн, О Господи БОЖЕ, имя Твоё». АУМ НАМАХ ШИВАЙЯ.
Эта таинственная ночь, очень важная и глубоко священная с духовной точки зрения, ночь МАХАШИВАРАТРИ скоро настанет. Постараемся, зная все это, все вместе, чтобы эта необыкновенная ночь стала и для нас одним из самых важных духовных событий нашей жизни. Будем помнить непрерывно, хотя бы в эту ночь, что наша главная цель в этой жизни – познать ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС БОГА ОТЦА и полные любви приблизиться с пламенными сердцами к ШИВЕ.
Будучи вдохновленными и с огромным стремлением возвыситься на вершину священной горы Кайлас, которая всегда находится внутри нас на уровне коронарного центра (САХАСРАРА), и пережить наиболее глубоко и полно таинственное присутствие ШИВЫ, непрерывно пронзающего весь МАКРОКОСМОС, в нас самих, являясь нашим личным Бессмертным Я – АТМАН.
Необходимо предварительно подготовиться как можно лучше к приближению этой ночи великого духовного праздника, выполняя свою САДХАНУ (йоговскую практику) совершенным образом. Будем помнить в этот день почти непрерывно, что жизнь, прожитая в совершенстве с экстатической Божественной Правдой, имеет огромную силу.
Каждое человеческое существо является микрокосмосом, который воспроизводит в миниатюре МАКРОКОСМОС. Давайте очистим перед этим как можно лучше всё свое существо и превратим в эту ночь наше сердце в чистый источник Божественной Любви, одновременно стремясь жить в полной гармонии с огромной духовной семьей, членами которой мы являемся в этой Школе Йоги. Будем думать как можно чаще о Шиве, начнем прямо сейчас, очищая, таким образом, с помощью БОГА ум и сердце, чтобы как можно быстрее возвышаться каждый день, к вершине достижения Бога, которая находится в нашем существе (САХАСРАРА).
Одна из самых святых духовных ночей года приближается и, если мы будем готовы как подобает, она сможет глубоко и навсегда трансформировать нас посредством таинственной Благодати ШИВЫ. Если мы будем готовы, то получим множество духовных даров в самый возвышающий и самый прекрасный духовный праздник года. У всех нас есть эта прекрасная возможность, которая сполна ожидает, чтобы проявиться в нас.
Итак, в наших силах выбрать пребывание в ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС ради этой ЧУДЕСНОЙ возможности. Впрочем, давайте стремиться всеми силами, чтобы каждого из нас эта ночь приблизила как можно больше к ШИВЕ, Великому Божественному Спасителю. По сути, полное раскрытие БОГА – не это ли наша цель прихода на эту планету? Можем сделать из нашего ума, особенно в эту святую ночь, алтарь, посвященный Богу. Поступая так, отметим, что все остальные мысли становятся незначительными. В ночь ШИВАРАТРИ нужно ментально сохранять молчание, которое поможет нам выполнять ЛАЙА ЙОГУ с одной из МАНТР ШИВЫ, которая введёт нас в наиболее глубокий резонанс с Шивой.
Также не нужно забывать, что ночь ШИВАРАТРИ в первую очередь – это Возвышенная Божественная Радость. Подлинная духовная жизнь – это, прежде всего, жизнь, полная радости. Чем больше мы излучаем вокруг себя радость и счастье, этим мы доказываем, что находимся ближе к неиссякаемому Высшему Источнику Радости и Счастья.
Вам также может быть интересна статья
«Шива и Шакти. Введение в Шиваизм»
Присоединяйтесь к сообществу единомышленников ВКонтакте.