Тантра стала известным и успешным течением на Западе, хотя на самом деле она не известна и не понимается должным образом. К сожалению, мало кто имеет доступ к достоверной информации о Тантре, к которой в большинстве западных школ Тантры относятся поверхностно. Они часто представляют информацию, имеющую мало общего с истинной тантрической наукой — так же как нельзя сказать, что астрология и астрономия тождественны, это в действительности две совершенно разные науки.

Таким образом, о Тантре можно сказать, что это мистическая эзотерическая наука, занимающаяся изучением всего мироздания, начиная с человека: мысли, эмоции, физическое тело, продолжая цикличностью природы, гармонией музыки и вибрации, и достигая движения звезд и всего космоса.
На санскрите Тантра означает «ткать, деформировать». Слово состоит из корня «тан», что означает «расширение», и «танто», что означает «веревка». В тантрическом видении вся физическая и ментальная вселенная воспринимается как ткань, в которой части соединяются в целое (Все) и в которой целое (Все) отражается во всех своих частях. Истинный тантрик воспринимается как божественный музыкант, умеющий с мудростью играть на этом «инструменте с бесконечным числом струн» внутри своей души и во всей вселенной.

Тантрическая метафизика основана на нескольких фундаментальных принципах. 

introduction in tatnra

Принцип соответствия

Первый принцип может быть очень хорошо выражен следующей индийской пословицей:

«то, что здесь (в микрокосме человека), есть везде (в макрокосме); чего нет здесь (в микрокосме человека), того нет нигде (в макрокосме)».

(Куларнава Тантра)

Эта пословица указывает на фундаментальное отражение вселенной в нашем существе и наше отражение во вселенной. Как человек спит, а потом просыпается, так и в природе чередуются день и ночь. Точно так же, как между мужчиной и женщиной существует полярное притяжение на человеческом уровне, то же самое происходит на планетарном уровне с магнитным и электрическим полюсами. Как маленькие изображения в проекторе и большие изображения на экране имеют одинаковую форму, так вселенная и человек едины и идеально отражают друг друга. 

Чтобы подчеркнуть эту мысль, стоит упомянуть тот факт, что на фронтисписе храма Ле Дельфи на древнегреческом языке написаны следующие слова:

«Познай себя и таким образом познаешь всю Вселенную». 

Известная каббалистическая пословица гласит:

«Человек — это маленький мир, а Мир, который является «Домом» — это большой человек»

(Рабби Исаак Даман, каббалист XIV века).

Принцип уникальной и единой реальности

Второй принцип в Тантре описан Ламой Говиндой:

«Добро и зло, священное и мирское, чувственность и духовность, материальное и трансцендентное, сансара (невежество) и нирвана (просветление) не являются полными противоположностями, это две грани одной и той же реальности.»

Этот принцип отличает Тантру от большинства духовных путей, отделяющих священное от мирского, любовь от желания, духовность от материализма. Тантра заставляет исчезнуть пространство между грехом и добродетелью; она соединяет «то, что есть» с «тем, что должно быть» и показывает неразрывную преемственность духа в материи, разума в теле, бесконечного в конечном, того, что за пределами, с тем, что здесь, и вечного «быть» в его становлении во «времени».

introduction in tatnra

С этой точки зрения Тантра стремится использовать каждую частицу жизни как инструмент на пути духовной эволюции, поскольку она не отрицает первичные процессы, такие как сон, прием пищи, устранение выделений или сексуальные потребности. Энергия страсти и желания не должна быть утрачена, но она должна быть под контролем.

«Каждый процесс, каждое желание, независимо от того, насколько оно неоформившееся, несет в себе проблеск сакральности, которую тантра стремится выявить и вывести на свет».

(Джон Блофилд, автор книги «Тантрический мистицизм в Тибете»).

Некоторые западные практикующие рассматривают Тантру как эротическую практику в жанре Камасутры и используют сексуальные техники как необходимые инструменты в духовной практике. Такое представление породило так называемую нео-тантру, которую тибетские ламы в шутку называли «Калифорнийской тантрой». 

Это недоразумение происходит от того, что блаженный экстаз, достигаемый истинной тантрой, путают с моментом оргазма во время обычного любовного акта. Оба естественным образом переживаются в тантрических эротических отношениях. Цель Тантры, однако, состоит не в том, чтобы испытать удовольствие поверхностно, а в том, чтобы пойти гораздо глубже, на совершенно иной уровень.

Теперь мы можем поговорить о том, что такое Тантра на самом деле и почему она была создана и дана нам, как это описано риши (индийскими мудрецами):

«Мудрецы, достигшие высшей реализации Атмана, однажды поняли, что нет никакой разницы между их собственным и божественным Я, они стали едиными с Божественным Я. Они освободились от всех индивидуальных желаний и страстей с того момента, как осознали и поняли, что все их действия в этой земной жизни направляются Богом; тогда они достигли окончательного освобождения. Те, кто увидели, что Бог отражается во всех аспектах этого мира, достигли внутреннего мира и стали едиными со всей Вселенной, проникнув в тайны вечной жизни».

В этом параграфе риши описывают конечную реализацию человека, которая заключается в раскрытии бессмертного Высшего Я, Атмана, и блаженном слиянии с Богом-Отцом.

Чтобы понять, о чем идет речь в тексте, давайте аналитически рассмотрим основные элементы, составляющие его, используя простую метафору:

  • единение индивидуальной души с Высшим, подобно тому, как клетка понимает, что она является частью всего тела;
  • свобода от всех личных желаний, подобно клетке, которая понимает и нуждается в кислороде для выполнения своей роли в организме;
  • понимание того, что Высшее Я является двигателем всего происходящего во всем проявлении – по аналогии с клеткой, которая «понимает», что все, что в ней и вокруг нее, создано всем телом;
  • состояние блаженного покоя Самости (здесь уже не годится метафора с клеткой) – это состояние, которое ничто не может нарушить. Глубина, которая никогда не познает движения, как будто ничего не было, как будто ничего нет и никогда не будет, как будто все формы по своей сути пусты.

Это духовное осознание может казаться фантастичным простому человеку и тем, кто находится в начале этого пути; для них Тантра предлагает практический метод, который одухотворяет каждый настоящий момент и превращает каждую комнату в храм, каждый волос — в золотую палочку, а каждое человеческое лицо в лицо Бога.

Фундаментальный тайный мистический трактат «Виджняна Бхайрава Тантра» предлагает нам множество духовных упражнений, в которых реальность воспринимается как божественная тайна. Здесь описываются методы духовного просветления, начиная с повседневных моментов: как воспринимать Божественную Пустоту, глядя в озеро, или как управлять энергией чихания для достижения момента просветления и т.д. И в наши дни мы встретим монахов, которые щекочут себе нос перышком, стремясь с помощью чихания достичь состояния трансцендентности. В заключение этой темы мы приводим слова раввина Нахмана, который сказал:

«Простые люди едят, чтобы иметь силы для изучения Библии; с другой стороны, мудрые люди изучают Библию, чтобы знать, как правильно питаться». 

Это тантрическое отношение.

introduction in tatnra

Принцип полярности ШИВА, мужское начало,

и ШАКТИ, женское начало

Основными божественными аспектами, которые Тантра открывает миру, являются: Шива, мужское начало, Сознательный аспект, ядро ​​творения; и Шакти, женский принцип, Творение в процессе становления. Оба объединены и превзойдены в Парамашиве, Абсолютном Всевышнем. Вся реальность воспринимается как игра этих двух начал.

В этой игре Шива играет роль свидетеля, наблюдателя, переживающего творение в состоянии умиротворения, спокойствия. Шакти играет роль творческой энергии и сама является творением и проявлением. Можно также сказать по аналогии, что Шакти это сон, а Шива сновидящий, что Шакти это вся вселенная, весь опыт, а Шива это свет, через который он воспринимается и переживается.

Шакти имеет несколько аспектов: Кали, сила времени; Тара, сила сострадания; Трипура Сундари, сила любви и красоты; Лакшми; Парвати; Дхумавати, сила вакуума и многое другое. Все эти аспекты Шакти танцуют перед Шивой и с Ним, будучи поляризованными Им, и своим танцем они вызывают появление и исчезновение всех аспектов проявления, таких как созидание и разрушение, жизнь и смерть, пустота и полнота.

Самый известный символ Шивы в союзе с Шакти, который на самом деле является одним из самых важных изображений в Индии, называется «лингам Шивы» «лингам», мужской половой орган внутри «йони», женского полового органа, в слиянии. Эти два принципа, Шива и Шакти, присутствуют в каждом человеке, и их союз отражается на уровне души.

Чтобы объяснить это, мы можем взять в качестве примера потребность мужчины в независимости (по сравнению с универсальным мужским принципом, который по своей сути трансцендентен и недостижим, Шива как Сознание, за пределами ума) и потребность женщины в близости (по сравнению с универсальным женским принципом, который по существу есть любовь, в постоянном союзе со всем сущим, скрытой, но никогда не отделенной, Шакти как фундаментальной творческой энергией, охватывающей все).

introduction in tatnra

Тантра «левой и правой руки»

Тантра, как в высшей степени практическая традиционная духовная наука, исходит из метафизических принципов, лежащих в основе мироздания, и формулирует на их основе действенные практические принципы преобразования человека, начиная с физического тела и продолжая глубинами его души. В некоторых тантрических текстах упоминаются три разных тантрических духовных пути:

  • «путь КАУЛА», включающий в себя определенные тантрические процедуры (включая ритуалы), определяющие усиление и трансмутацию эротического потенциала, восходящую сублимацию энергии и пробуждение Кундалини Шакти (метафорически описываемой как змея, обладающая огромной силой, сосредоточенная в виде спирали у основания позвоночника, в Муладхара чакре). Эта колоссальная энергия, когда она «пробуждается» и «поднимается», идет вверх по позвоночнику и также вызывает духовную трансформацию;
  • «путь МИСАРА» сочетает в себе разные тантрические техники (как внутренние, так и внешние), направленные на поднятие энергии Кундалини в область сердца, в центр сердца, Анахата чакру. Первые два пути являются частью так называемой «Тантры левой руки, Вама Марга»;
  • «путь САМАЙА», является частью так называемой «тантры правой руки», Дакшина марги, и на этом пути нет внешних тантрических ритуалов. Таким образом, отождествление с мужским и женским началами достигается символическим, внутренним путем, посредством медитаций, аскезы. Они направлены на сублимацию энергии Кундалини Шакти в область головы, в тонкий центр Сахасрара.

В этом смысле современные переводчики подчеркивают тот факт, что этот путь, САМАЙА, является самым возвышенным и самым чистым из всех трех путей. С другой стороны, «Куларнава тантра», один из наиболее важных тантрических текстов, считает первый путь, путь КАУЛА, имеющий наибольшее значение в действиях и жизни этого мира, самым возвышенным из всех трех. Более того, здесь упоминается, что совершенный синтез трех путей — лучший путь, а не следование каждому пути по отдельности.

introduction in tatnra

Познакомиться с путем тантры на практике можно

на нашем Курсе эзотерической тантра-йоги.

Вам также рады в сообществе единомышленников ВКонтакте. 

НАЧНИ ПРЯМО СЕЙЧАС!