Медитация — упражнение, процесс или состояние?
В практике йоги или других духовных систем это в первую очередь состояние. Только во второстепенном смысле это процесс, целью которого является состояние медитации, которое в йоге названо ДХЬЯНА и является 7-ой ступенью системы РАДЖА Йога.
Есть и третий смысл, использованный в западной философии и психологии: процесс размышления для извлечения определённых уроков из жизненных ситуаций или определённых универсальных истин.
Именно о медитации как состоянии говорят трактаты и практиканты индусской или буддийской Йоги. Однако на западе, особенно в культуре под влиянием движения «New Age», практиканты больше используют это понятие, чтобы обозначать техники и упражнения или сам процесс.
Во время написания этой статьи, я пролистал первые несколько ссылок на русском языке по запросу «медитация». За исключением статьи в Википедии, ни в одной из них не упоминается главный смысл этого понятия, а именно, состояние сознания (достигнутое посредством медитативных практик). Определяется медитация лишь как процесс или упражнение, которое, как утверждают эти статьи, «очень простое и доступное каждому для практики». Перечисляются эффекты, которые даёт такая «медитация» и говорится, что нужно просто следовать указаниям, данным в тех статьях.
Огромная проблема заключается в том, что подобные статьи вводят людей в заблуждение. Читая описание эффектов, человек чувствует себя мотивированным и несколько дней пытается «медитировать». Чаще всего ничего не получается, или, если получилось один раз, то потом не удаётся повторить те же результаты. Таким образом, у большинства таких людей появляется мысль, что медитация – это не их путь.
Более того, в одной подобной статье (стоящей на первом месте при поиске в Google!!!) в ее поздней редакции ее автор заявляет своим читателям, что перестает отвечать на комментарии из серии: «я медитирую месяц и у меня не получается сосредоточиться, что я делаю неправильно?». Хотя самому автору медитация, как он сам утверждает, принесла огромную пользу.
Неудивительно. Дело в том, что у такого рода статей есть несколько недостатков:
- Термин «медитация» используется некорректно, и из-за этого упражнению или процессу ошибочно приписывают эффекты достижения состояния медитации (дхьяна).
- Отсутствует четкое описание состояния медитации, которая ошибочно воспринимается как обычная концентрация.
- Не объясняются механизмы ума, вовлечённые в медитативный процесс, чтобы понять «что делать».
- Даются ложные сведения, типа «медитировать может любой», «мантры – это молитвы» и т. п.
- Авторы путают истинную цель медитации с её второстепенными эффектами (здоровье, избавление от стресса), игнорируя в большей или меньшей степени духовное измерение медитации как процесса и как состояния.
Повторяю, неудивительно, что читатели не получают результаты.
Чтобы быть объективным, могу сказать, что указанные техники и упражнения подлинные, и их практика действительно помогала данным авторам достигать состояния медитации. Но для того, чтобы помогать другим на пути медитации, таким авторам необходимо намного больше опыта, необходимо понимать механизмы ума, знать препятствия, которые могут возникать, понимать глубоко это изменённое состояние сознания, называемое «медитация».
Кто может практиковать медитацию?
Этот вопрос разделяем на два:
1. Кому не рекомендуется практиковать медитацию?
Во-первых, нужно сказать, что большинство людей могут практиковать медитативные техники и упражнения без проблем, так как в принципе они не опасны, за исключением тех, которые вовлекают дыхание, поскольку эти упражнения могут вызвать резкие и сильные процессы энергизации. Такого рода упражнения должны практиковаться только под наставлением компетентного тренера или учителя.
Остальные техники, в которых используется только концентрация внимания, могут практиковать почти все. Однако есть две категории людей, которые должны подходить с осторожностью к любой форме медитации: те, кто употребляют наркотики или галлюциногенные вещества, и те, кто переживали или переживают психотические эпизоды. Естественно, и у одних, и у других могут возникать проблемы с галлюцинациями, усугубляющие их положение.
Я рекомендую тем, кто употребляют наркотики, бросить это вредное для здоровья занятие, и после определённого периода очищения и восстановления, они могут начать практиковать медитацию. Медитация может вести к более интересным состояниям сознания, чем наркотики. Более того, все будет под контролем и с пользой для здоровья.
Те, кто переживали или переживают психотические эпизоды, должны воздерживаться от медитативных практик или, в крайнем случае, если желание/стремление медитировать очень сильно, они должны посоветоваться со своим доктором (психиатром), который знает суть и стадию их проблемы. Есть случаи, в которых медитация может помогать, а также случаи, в которых больше может вредить.
2. Кто может успешно практиковать медитацию?
Практиковать могут (почти) все, а вот успешно — не все. Учитывая, что в РАДЖА Йоге этап медитации (ДХЬЯНА) не зря является седьмым этапом практики (из восьми), необходимо пройти определённую подготовку. Это не запрещает практиковать медитативные техники, но нужно тогда выбирать более простые, которые заодно тренируют ваше внимание. Не стоит ожидать удивительно сильных или быстрых результатов, пока предыдущие шесть этапов не пройдены. Далее перечисляю эти этапы с небольшим объяснением. Разные практиканты проходят через разные этапы быстрее или медленнее, в зависимости от собственных способностей. Но в общем можем сказать, что при должных усилиях любой практикант может достигать состояния медитации и извлекать огромную пользу из этого.
Этапы медитативных практик
как они представлены в системе РАДЖА Йога
Даже если мы не знаем ничего о Раджа Йоге, стоит ознакомиться с этими этапами, поскольку они являются естественными и встречаются и в других системах практики, даже если не описаны так подробно. Другими словами, если вы намерены практиковать медитацию, наверняка вы будете проходить через подобные этапы, несмотря на то, как называете свою практику.
Так называемые «внешние этапы»:
1. и 2. Йама и Нияма – это этическо-моральные принципы. Кто-то может задать такой вопрос: а как это связано с медитацией? Есть достаточно прямая связь. Соблюдение этих принципов устраняет лишнюю ментальную деятельность, которая обычно мешает нам жить спокойно, в том числе и медитировать. Несоблюдение этих правил ведёт к формированию мысленных стереотипов и шаблонов, которые препятствуют в процессе медитации. Это также объясняет почему есть столь много отзывов у статей про медитацию, типа «пытаюсь медитировать, но не получается».
3. Асана – это поза тела, в которой мы медитируем, которая должна обеспечить стабильность, комфорт и свободное течение энергий. Позвоночник должен быть прямым и вертикальным, а в остальном тело расслаблено. Так что можно медитировать либо в подходящей йоговской позе, либо сидя на стуле, желательно не прислоняясь к спинке.
4. Пранаяма – это имеет несколько интерпретаций. Некоторые считают, что это означает практика дыхательных упражнений из Хатха Йоги, в то время как другие интерпретируют это в более широком смысле как способность контролировать свои энергии (прана на санскрите). Опыт показывает, что практика Хатха Йоги в общем сильно помогает, но можно практиковать медитацию и без этого. В таком случае можем практиковать упражнение осознания дыхания, описанное во многих статьях про медитацию. Это помогает «успокаивать» энергии, что ведёт также к успокоению ума.
«Промежуточный этап»:
5. Пратьяхара – это своего рода «отступление» сенсорных чувств от внешнего мира. Если не обладаем способностью отключить внимание от внешних стимулов и направить его ко внутренним ощущениям, тогда не получается медитировать, даже когда точно знаем, что делать. Для некоторых это легко получается, а для других это может вызывать серьёзные трудности. В таком случае помогает вышеупомянутое упражнение осознания дыхания, а также упражнения осознания ощущений изнутри своего тела.
Этапы «внутренней практики»:
Это собственно практика, ведущая к состоянию медитации и даже дальше. Независимо от выбранной техники практикант проходит через следующие этапы:
6. Дхарана – это собственно концентрация ума на один аспект (предмет/точка/состояние/чакра/свойство и т. д., в зависимости от специфики упражнения). При практике медитативной техники, на этом этапе направленность внимания является прерывистой. Поэтому практикант прилагает сознательное усилие направлять внимание на выбранный аспект, но естественно возникают частые моменты отвлечения. На этом этапе практикант находится пока в обычном состоянии сознания.
7. Дхьяна – это собственно состояние медитации. Практика продолжается как на предыдущем этапе, но это уже изменённое состояние сознания, в котором внимание будто «приковано» (без каких-либо усилий) к теме медитации. Посторонние мысли могут появляться, но они не мешают вам медитировать.
8. Самадхи – это высший этап практики медитации. Ум полностью «растворяется» и осознанность переходит в сверх-осознанность. (Это значит, что наш ум не является конечным источником нашей осознанности, а всего лишь инструментом, который на этом этапе больше не нужен). Фоновое состояние – блаженство (экстаз).
Автор: Михай Ион
Познакомиться на практике с каждым этапом можно на Курсе эзотерической медитации.
Присоединяйтесь к сообществу единомышленников ВКонтакте.