Достижение духовных реализаций путем углубления эмоциональных переживаний
Интенсивные эмоциональные переживания, такие как страх, радость или печаль, могут разбить эго на кусочки и вести к просветлению. В этой статье мы рассмотрим тантрический взгляд на 9 основных человеческих эмоций, рас, и то, как, переживая их особым образом, мы можем превратить их в духовные инструменты.
Что такое духовное просветление? Является ли оно плодом воображения людей, которые не могут справиться с трудностями реальности? Или же это и есть самая главная реальность? Даже те, кто верит, что просветление действительно существует, склонны думать о нем как о чем-то, чего можно достичь, только отказавшись от обычной жизни и уединившись в пещере. Тантрическая традиция (которая не ограничивается священным занятием любовью) утверждает, что жертвоприношение – не единственный путь к просветлению. На самом деле, существуют «лучшие» и более прямые способы эффективного использования своих внутренних сил.
В отличие от предшествовавших ей духовных школ, Тантра не отрицает чувства и страсти. Психологический принцип, на котором основана Тантра, заключается в том, что каждое сильное эмоциональное переживание (страх, радость, печаль) дает нам возможность выйти за пределы эго. Сила эмоций переполняет эго, и тогда оно уже больше не может их сдерживать. Подобно плотине, разрушающейся от сильного потока чистой воды, эго разрушается от интенсивности эмоций, и внезапно наш личный опыт приобретает гораздо более широкое измерение.
Тантра описывает девять эмоций, или девять начальных чувств или переживаний: радость, печаль, страх, героизм, отвращение (неприятие), удовольствие, удивление, гнев и покой. Каждое из них служит ключом к одной и той же двери. По одну сторону двери находится эго, перегруженное назойливыми мыслями, неприятностями и беспокойством, по другую – свободный дух.
Каждый, кто испытывал сильный страх, огромную страсть или безмерную любовь, знает, что в это мгновение весь мир меняется. В таких экстремальных условиях мы перестаем осознавать себя, свои реакции и восприятие. На самом деле всё это симптомы выхода из эго. Возьмем, к примеру, безмерную любовь матери в момент рождения ребенка – она избавляет ее от всех повседневных забот и желаний. Точно так же любая сильная эмоция может освободить нас на глубоком уровне.
Тантра учит нас не теряться и не путаться в момент сильных эмоций, а сохранять ясное осознание во время их переживания. В такой момент мы должны овладеть эмоцией особым образом (мы опишем это позже) и использовать ее силу, чтобы вырваться за привычные пределы нашего восприятия в мир духовного изобилия.
Тантрики называют духовный источник, из которого происходят эти девять эмоций раса (означающих «вкус»). Раса относится к изначальной, архетипической сущности каждой эмоции, прежде чем она персонализируется и становится «моей» или «твоей». На этой стадии эмоция все еще находится в своей универсальной форме и является одинаковой для всех, кто ее испытывает.
Рассмотрим некоторые из них.
Одна из 9 эмоций (рас) — Удивление
Возьмем в качестве примера состояние удивления, на санскрите это состояние называется висмайя. Удивление возникает при встрече с явлением, которое невозможно объяснить обычными средствами. Стремление понять пережитое побуждает ум искать новые способы мышления. Когда это любопытство сильно разгорается, а тайна является очень глубокой, тогда чувство удивления трансформируется в изумление, которое на санскрите называется адхута. Это переживание чистого шипения, которое выбрасывает сознание за пределы известной структуры эго, в прямое познание реальности, совершенно независимое от мысли.
Ученые дзен также открыли этот психологический принцип. Они используют его, чтобы подавить обыденное мышление и освободить место для непосредственного переживания реальности. Для того чтобы усилить чувство удивления, мастера дзен используют парадоксальные вопросы или загадки без решения, называемые коан. Эти вопросы подчеркивают неспособность обычного мышления понять и описать реальность. Пример коана: «Если дерево падает в лесу, а рядом никого нет, чтобы услышать это, издаст ли оно звук?».
Поиск простых ответов на такие вопросы приводит нас к осознанию того, что обычное мышление не способно правильно понимать реальность. Однако если искать глубже, то наступит момент, когда ум умолкнет и сознание встретится с реальностью без всяких посредников. Именно в этот момент и начинается великая тайна.
Многие важные научные открытия происходят именно таким образом. Ученый, который день и ночь думает над загадочной проблемой, которую еще никто не решил, выводит сознание за пределы привычного разума, пока оно не освобождается в момент гениального творчества. Тогда, внезапно, возникает новая перспектива, и явление понимается под совершенно другим углом. Именно по этой причине Альберт Эйнштейн сказал:
«Самое прекрасное, что мы можем постичь, – это тайна. Это источник всех истинных искусств и наук. Знать, что то, что непроницаемо для нас, действительно существует, проявляясь как высшая мудрость и наисияющая красота, которую наши низкие способности могут постичь только в самых примитивных формах – это знание и это чувство находятся в центре истинной религиозности.»
В заключение можно сказать, что путь удивления – это путь, на котором внимание охватывает мысль и знание, приводя к непосредственному переживанию реальности через внутреннюю тишину и тайну.
Трансформация через отвержение
Что вы делаете, когда вам плохо? Когда кто-то отвергает вас или, когда вы злитесь или боитесь? Теряете ли вы контроль над собой или подавляете и проглатываете плохое чувство? Становитесь ли вы равнодушным или просто убегаете от ситуации?
Уникальная мудрость Тантры предлагает ряд простых и мудрых способов использовать то, что кажется «плохим», в благих целях, направить негативные эмоции в позитивное русло, не подавляя, не скрывая их и не притворяясь, что это что-то другое. Негативные эмоции обладают разрушительной силой. Возьмем, к примеру, отвержение — оно может заставить нас чувствовать себя одинокими и отделенными от мира. Однако тантрики и посвященные используют такие переживания как возможность заглянуть внутрь себя, за пределы видимого, открывая больше своей внутренней сущности. Увидеть внутреннюю потребность в чистоте, которая позволяет им выйти за свои пределы, освободившись от удушающей хватки отвержения
Если мы глубже осознаем, что мы на самом деле испытываем, когда у нас возникает установка отвергнуть что-то, мы заметим, что то, что лежит за этой тенденцией, на самом деле является потребностью уйти от людей или ситуаций, которые мы воспринимаем как потенциально враждебные, вредные или неприятные. Это не только то чувство, которое возникает, когда мы испытываем отвращение к каким-то физическим раздражителям, но и когда мы сталкиваемся с уродливым поведением или безнравственностью. В конечном счете — и в этом заключается большое откровение, которое несет Тантра, — это чувство возникает из желания сохранить чистоту нашего тела, ума и души.
Осознание этой связи очень важно, поскольку оно дает нам понимание того, как мы определяем чистоту. Когда в нас возникает чувство неприятия, оно основывается на чувстве внутренней чистоты. Проще говоря, если бы мы все были грязными и мерзкими, мы бы не возражали жить в мусорном баке. То, что порождает чувство неприятия, есть не что иное, как наше собственное понимание и восприятие того, что такое чистота. Мы можем назвать это моделью чистоты, которая существует внутри.
Отследив чувство неприятия до его источника, мы обнаружим модель чистоты, которая существует в нас, не как мысль или гипотеза, а как истинная внутренняя реальность. Но это только первый шаг. Тантра рекомендует нам постоянно созерцать эту внутреннюю реальность чистоты. Принятие собственного стремления к чистоте постепенно устранит нечистые мысли, чувства и желания, что значительно облегчит духовный рост.
Практика медитации на чувстве отвержения направлена на то, чтобы усилить это чувство до тех пор, пока оно не выйдет за пределы первоначального объекта отвержения, выйдя за пределы эго. Другими словами, мы позволяем желанию отвергнуть что-то стать желанием отвергнуть все. Таким образом, душа стремится покинуть мир и вернуться в неприкосновенную чистоту духа.
В этот момент все земные мысли и желания кажутся совершенно нечистыми и отбрасываются могучей жаждой изначальной чистоты, которая находится за пределами мира, за пределами мысли. В этой жажде, которую можно сравнить с отчаянным призывом к Высшему, есть сила, способная в этот момент спроецировать наше сознание за пределы дуалистического состояния, в состояние полной трансцендентности, в котором мы можем увидеть чистый центр реальности.
История жизни Наропы, одного из отцов-основателей тантрического буддизма, воплощает важность чувства отверженности в духовности в целом и в тантрическом буддизме в частности. Наропа был уважаемым, высококлассным учителем ортодоксального буддизма, у которого было много учеников. Он был очень сведущ в буддийских писаниях, но ему не хватало прямого понимания духовной истины за пределами слов. Он был полон формальной духовности и высокого положения. Осознав это, он решил измениться.
Несмотря на мольбы своих учеников, он бросил все и ушел в лес, чтобы найти настоящего духовного учителя. Там судьба позвала его на встречу с учителем по имени Тилопа. Тилопа хотел проверить честность своего нового ученика и подверг его суровым испытаниям. Он попросил его прыгнуть с высоты в пылающий огонь, а затем в воду, кишащую пиявками.
Искреннее стремление Наропы к духовной истине помогло ему успешно пройти все болезненные и трудные испытания, что привело его к состоянию просветления. Он вернулся к преподаванию и писательской деятельности, но на этот раз из совершенно другого внутреннего мира. И сегодня он по-прежнему считается одним из столпов тибетской тантры и йоги.
Автор — Уриел Йарив
Присоединяйтесь к сообществу единомышленников ВКонтакте.